Автоликбез

Ремни и подушки безопасности спасают жизни

5 июля 2017 в 11:50

Известный факт: патент на ремни безопасности был выдан до изобретения автомобиля на бензине. С той поры минуло 130 лет, но многим и сейчас не верится в то, что они действительно могут спасти здоровье и даже жизнь.

Покупатель современного автомобиля непременно поинтересуется числом подушек безопасности в понравившейся модели. Хотя совсем недавно, около 70 лет тому назад, маркетологи противились тому, чтобы реклама машины сопровождалась упоминанием даже простейших лямок. По их логике, если автопроизводитель говорит о них, то его продукт нельзя назвать безопасным. Впервые с таким абсурдом повстречался предприниматель из США Престон Такер. Он решил оборудовать свой cедан Tucker Torpedo, выпущенный в 1948 г., помимо передовых систем и ремнями безопасности.

Но уже через 15 лет начался серийный выпуск лямок безопасности, однако люди еще долго не могли поверить (некоторые водители сомневаются до настоящих дней), что эти устройства приносят реальную пользу.

Наука и жизнь

Знания о пассивной безопасности были получены благодаря долгому опыту, который был не только печальным, но и трагическим. Развитие этого направления автоинженерии началось при неблагоприятной статистике по ДТП, травмам и смертельным случаям. Была определена скорость движения, которая приводит к лобовым, боковым и попутным столкновениям. Затем приступили к созданию современных ремней безопасности. Именно эти устройства помогают сегодня преодостерчься ездокам от травм при аварии, чего не скажешь об автомобиле.

Есть утверждение, что французский исследователь Г. Дези Лебе предложил ремни безопасности на машину в 1903 году. В то время как запатентовали это устройство еще в 1885. Француз предложил 3 ремня, один из которых на поясе и два на груди. Однако, чтобы ремни начали выпускаться серийно, потребовалось еще около 50 лет.

Начало новой эры началось с приходом шведского инженера Нильса Ивара Болина из авиации в автомобильную промышленность, в компанию Volvo. Именно он впервые решился на пристегивание водителя и ездока переднего сидения. Прежде чем принять окончательное решение по конструкции, было проведено много опытов. Так установлено, что резкое торможение может привести к тому, что ремень на поясе повредит внутренние органы людей при аварии. Выход из положения помогла найти диагональная лямка.

Сегодня используются самоподтягивающие лямки, которые не нужно регулировать. Ремни с преднатяжителями срабатывают приблизительно через 0,01 секунды после аварии. Сложно подсчитать, сколько жизней спасли ремни безопасности. Согласно статистике, из 100 человек, попавших в аварию, лямки от серьезных последствий спасают 60.

Влияние жесткости кузова на безопасность

Если ранее основное достоинство кузова заключалось в жесткости и прочности, то сейчас мнение поменялось. Современные автомобильные разработчики жертвуют кузовом, чтобы обеспечить безопасность ездоков. При столкновении об металл, ударную энергию необходимо погасить. Так, в 1952 году Бела Барени, инженер компании Daimler-Benz, разработал кузов, который имел зоны деформации и клетку безопасности. Это было сделано с той целью, чтобы ездоки при аварии не калечились.

В 70-х годах прошлого века в Канаде и США были введены нормативы на жесткость кузова, по которым машина на скорости до 8 км/ч должна устоять перед ударом. Начались эксперименты, были созданы бамперы на амортизаторах и другие разработки. Постепенно отказались от тяжелых бамперов и утвердились в том, что это расходный материал не должно быть жалко отдать в ремонт или выбрасывать после повреждений. Он должен гасить удар и щадить пешехода при столкновении.

Незаменимые подушки безопасности

Этим вопросом начали заниматься только в 50-60 годах прошлого века. В этой связи выпускались мягкие обивки приборных панелей и дверей, втягивающиеся педали, укладывающиеся рулевые колонки. Известно, что при столкновении головы водителя и пассажиров быстро устремляется вперед, а потом назад. Уберечь от повреждения шею помогают подголовники.

Подушки безопасности для водителей начали появляться в 1970-х годах в Америке. Массовое производство стартовало с седана Mercedes-Benz, который спустя некоторое время начал использовать и подушку для переднего пассажира. В современных автомобилях надувные подушки присутствуют со всех сторон.

Основная задача этих устройств заключается в предотвращении получения травмы водителя и пассажиров от удара о панель приборов, лобовое стекло, рулевое колесо. В конструкции подушек находится надувной мешок, контрольная лампа и электрический датчик. Чтобы обеспечить максимальную безопасность, подушки устроены так, что их надувание происходит точно в момент столкновения, но до контакта человека с деталями машины. Этот временной период колеблется в границах от 15 до 30 миллисекунды. Подушки безопасности эффективны при лобовом столкновении. Но они не смогут полностью защитить при ударе сбоку или переворачивании автомобиля.

Безопасной вам дороги!



Рассказать друзьям: 

← Как быстро и за сколько можно продать машину с пробегом?Как узнать правду о реальном пробеге? →